К почести вышнего звания

Священноначалием Русской Православной Церкви в течение последних десятилетий созданаАлексий II стройная система орденов и медалей, отмечающих подвиг и вклад наших современников — священно-и церковнослужителей и мирян — в дело возрождения русской православной духовности, на благо вере и Отечеству. На сегодняшний день эта система включает восемь орденов различных степеней и три медали. Кроме того, особые знаки отличия могут быть учреждаемы Священными Синодами Белорусской и Украинской Автономных Церквей. Так, священнослужители и миряне братской Беларуси награждаются орденом "Креста преподобной Евфросинии Полоцкой".
Ордена и медали Русской Церкви могут вручаться любому из ее членов независимо от сана, происхождения, имущественного или сословного ценза. Митрополит и сельский батюшка, ученый богослов и скромный сотрудник просветительных и медицинских учреждений, иерей и мирянин — награда каждого определяется его трудом и верой, а не чином и общественным положением. Как сказано в известной пасхальной беседе Святителя Иоанна Златоуста, тот, кто пришел на ниву церковного подвига не с утра, но с полудня, и даже не с полудня, но лишь к вечеру, и даже, как многие из нас, "к одиннадцатому часу", т.е. на склоне лет, равно ублажается и равной удостаивается награды. Никому и никогда не поздно присоединиться к великому общему деланию Святой Церкви.
...Проходят века и годы, близятся времена и сроки. Заканчивается первый год нового, XXI столетия, нового, III тысячелетия.
С Новым годом, дорогие братья и сестры! От души желаем Вам более всего потрудиться в меру сил и таланта над обновлением внутреннего своего человека, над созиданием спасения. Веруем, что Господь не оставит Русской Земли Своей нескудеющей милостью, а верных чад Божиих — Своих земных и небесных наград.

Подпись Патриарха

 

В древности Русская Церковь не знала какой-либо системы внешних отличий и наград. Накал духовной жизни в епархиях и приходах был тогда совсем другой, несопоставимый с нашей современной эпохой. Позже, в период Императорской России, с ее внешним блеском, "табелью о рангах" и разработанной иерархией регалий, представителей духовенства награждали в соответствии с общим порядком.
Разумеется, в Церкви существовала и существует своя, особая наградная система, исходящая из особенностей священного сана, богослужебных одеяний и принадлежностей священнослужителей. Само назначение более высокого сана является наградой, обусловленной достоинством служения награждаемого. Иерей может стать протоиереем, иеромонах — игуменом и архимандритом, епископ
— архиепископом и затем митрополитом. Диакон может быть награжден правом ношения двойного ораря, иерей (и иеромонах) — набедренником, наперсным крестом, протоиерей — палицей, крестом с украшением, митрой, правом служить при отверстых Царских Вратах до Херувимской и до Отче наш, архимандрит — правом употребления посоха при богослужении , архиепископ — именной или памятной панагией...
Но, помимо этих церковно-богослужебных отличий, священноначалие Русской Церкви разработало в последние четыре десятилетия и самобытную орденскую церковную наградную систему. Первым по времени учреждения стал орден святого равноапостольного князя Владимира (трех степеней), появившийся в нашей Церкви в период первосвятительства Святейшего Патриарха Алексия I, в конце 1950-х гг., и долгое время остававшийся единственной церковной наградой. При Святейшем Патриархе Пимене был учрежден орден преподобного Сергия Радонежского в 1978 г. Десять лет спустя, в 1988 г., в ознаменование 1000-летнего юбилея Крещения Руси, было учреждено сразу три ордена: орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой, ставшего высшей наградой Русской Православной Церкви, которой награждаются Главы Церквей, орден святого благоверного князя Даниила Московского, одинаково часто вручавшегося как церковным, так и светским деятелям, потрудившимся на ниве духовного возрождения России, и орден святой равноапостольной княгини Ольги — специально для церковных тружениц, подвижниц Церкви и духовного просвещения.
Ввиду необходимости поощрения вклада и подвига людей, отдающих свои силы борьбе с многоразличными духовными и социальными недугами нашего общества, благотворительности и попечению о слабых и нуждающихся в помощи, были учреждены орден святого мученика Трифона (в 1995 г.) и — совместно с Российским детским фондом — орден святого благоверного царевича Димитрия (в 1997 г.).
Возрождение миссионерского служения, целью которого является ныне уже не просвещение внешних, языческих народов, но возвращение ко Христу и воцерковление основной массы нашего народа, подвигло нас учредить также и специальный миссионерский орден
— святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского (1999 г.). Кроме указанных орденов мы награждаем священно-и церковнослужителей и мирян также и церковными медалями: преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского.
...Не орден красит человека. И никто из нас не придет с орденами и медалями на Страшное Судище Христово. Но священнослужители с достоинством носят назначенные им священноначалием награды как свидетельство достойного прохождения церковного служения, уважения со стороны паствы и церковного народа. Будем молиться, чтобы земные наши награды были хоть в малой степени отражением будущей, обещанной Господом награды на небесах праведным.

На этой странице использованы фотографии и текст из календаря

"Ордена и медали Русской Православной церкви на 2001 год"

 изд. БСК

Главная / Россия после 1991 / Церковные награды

TopListSpyLOG